☎   "горячей линии":
УО - 8 (02152) 51455
отдел по образованию Миорского райисполкома - 8 (02152) 51580
Расписание звонков
Государственное учреждение образования
"Повятская средняя школа”
Эмблема УО
Герб, флаг
Республики Беларусь,
прослушать государственный гимн
ЗЕЛЁНЫЕ  ШКОЛЫ.  БИОРАЗНООБРАЗИЕ
Задание 1.1. Изучить видовое разнообразие дикорастущих травянистых растений на территории учреждения образования.
1. Создали  группы учащихся по изучению дикорастущих травянистых растений.
2. Выбрали территорию и распределили учащихся для изучения растений.
3. Вышли на экскурсии на пришкольную территорию для выполнения задания.
4. Определили травянистые растения с помощью определителя.
5. Составили картосхему пришкольной территории и обозначили местонахождения растений.
6. Зарисовали  растения и разместили на картосхеме УО.
7. Занесли информации о видах травянистых растений на сайт учреждения образования и в он-лайн базу данных www.florafauna.by
Список учащихся          
1. Большакова Каролина
2. Новицкий Владислав
3. Сидоров Егор
4. Юркевич Илья
5. Рубаник Татьяна
6. Бурень Максим
7. Блажевич Артём
8. Милашевич Ариана
9. Сивко Илья
10. Мартилёнок Анастасия
11. Неверчик Юрий
12. Яблонский Артём
13. Митрофанов Данила
14. Самсанович Вероника
15. Живицкий Владислав
16. Дементьева Наталья
17. Рубаник Антон
18. Степанова Анастасия
19. Терешко Снежана
20. Артимович Андрей
21. Драбо Владислав
22. Максимов Максим
23. Немиро Дарья
24. Панизник Алексей
25. Пялик Виталий
26. Смулько Анна
27. Шук Софья
Дата выполнения 15.09 - 30.09.2019 года, обновлена 30.09.2020 г.
Разнообразие дикорастущих
травянистых растений на
территории учреждения образования

1. Горошек мышиный
2. Лютик едкий
3. Мята полевая
4. Овсяница луговая
5. Донник белый
6. Сныть обыкновенная
7. Чертополох
8. Одуванчик лекарственный
9. Чистотел большой
10. Тимофеевка луговая
Задание 1.3.  Изучить разнообразие аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников на пришкольной территории (или территории природного окружения учреждения образования)

1. Организовали группу детей по  изучению  разнообразия аборигенных и интродуцированных  деревьев и кустарников  на территории учреждения образования и территории природного окружения учреждения образования.

2. Выбрали  участки для исследования (парк напротив школы и участок с посадками декоративных кустарников).

3. Создали определительные карточки с изображением аборигенных видов деревьев и кустарников, провели обучение учащихся  работе с карточками.

4. Изучили разнообразие аборигенных и интродуцированных  деревьев и кустарников  на территории природного окружения учреждения образования с помощью определительных карточек.

5. Нанесли  на картосхему местонахождение аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников.

6. Информацию о разнообразии деревьев и кустарников занесли  в онлайн базу данных florafauna.by

7. Информация о результатах изучения разнообразия аборигенных деревьев и кустарников размещена на сайте школы sch-povjat.vitebsk.by и в школьном информационно-познавательном уголке образовательного проекта «Зеленые школы».

8. Составлена презентация по видовому разнообразию аборигенных деревьев и кустарников на территории школы; проведена демонстрация данной презентации перед участниками  образовательного проекта «Зеленые школы».
Дата выполнения: сентябрь 2019 года, апрель, май  2020 года, сентябрь 2020 г.
Участники: учащиеся 2-5 классов
Список учащихся:

1. Анисько Алексей
2. Драбо Милана
3. Клещенок Артемий   
4. Мальцов Егор 
5. Мороз Вадим
6. Почекина Ульяна
7. Рубаник Артём 
8. Рубаник Никита         
9. Тетенова Ульяна
10. Терешко Виктория
11. Швед Полина
12. Яблонская Ксения
13. Анисько Генрик         
14. Янушонок Артём        
15. Петрович Дмитрий
16. Костюкевич Артём
17. Шакель Дмитрий
18. Пялик Ксения
19. Сивко Ксения
20. Гродь Екатерина        
21. Сидорова Валерия      
22. Анисько Алеся
23. Дедушкевич Маргарита
24. Капуста Александр
25. Рубаник Милана    
26. Рынкевич Тимофей
27. Живицкая Ульяна
28. Александрович Дмитрий
29. Драбо Алина
30. Жойдь Вадим

Пришкольная территория занимает площадь около 2 га. В ее пределах произрастают разнообразные виды растений. Приложение 1, 2.
Картосхема пришкольной территории с обозначенными местами изучения  разнообразия аборигенных и интродуцированных  деревьев и кустарников  на территории учреждения образования и территории природного окружения учреждения образования.
Картосхема
Фотоотчёт
                                                                                                                                        Приложение 1.
Аборигенные виды деревьев и кустарников находящиеся на прилегающей к УО территории
Интродуцированные деревьев и кустарники  находящиеся на прилегающей к УО территории
Экскурсия  «Изучение разнообразия аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников на территории УО»
Приложение 2.
Задание 1.4. Изучить разнообразие птиц на территории учреждения образования

1. Организовали группу детей по изучению разнообразия птиц на территории учреждения образования.
2. Выбрали места для наблюдения
3. Наблюдали за птицами в бинокль и визуально. При возможности фотографировали птиц.
4. Ознакомились с видовым разнообразием птиц на территории учреждения образования.
5. Определили птиц с помощью определителя «Растения и животные Беларуси»
6. На картосхеме территории учреждения образования обозначили места,
где наблюдали появления птиц.
7. Информация о разнообразии птиц занесена в онлайн базу данных florafauna.
8. Отчётная информация размещена на сайте УО sch-povjat.vitebsk.by и в школьном информационно-познавательном уголке образовательного проекта «Зеленые школы».
9. Провели конкурс на лучший рисунок, организовали выставку рисунков и фотографий «Сохраним редкие виды птиц моей Родины».

Дата выполнения: сентябрь – декабрь 2019, февраль – май 2020, сентябрь 2020 г.
Участники: учащиеся 2-5 классов

Список учащихся:

1. Анисько Алексей
2. Драбо Милана
3. Клещенок Артемий
4. Мальцов Егор
5. Мороз Вадим
6. Почекина Ульяна
7. Рубаник Артём
8. Рубаник Никита
9. Тетенова Ульяна
10. Терешко Виктория
11.Швед Полина
12. Яблонская Ксения
13. Анисько Генрик
14. Янушонок Артём
15. Петрович Дмитрий
16. Костюкевич Артём
17. Шакель Дмитрий
18. Пялик Ксения
19. Сивко Ксения
20. Гродь Екатерина
21. Сидорова Валерия
22. Анисько Алеся
23. Дедушкевич Маргарита
24. Капуста Александр
25. Рубаник Милана
26. Рынкевич Тимофей
27. Живицкая Ульяна
28. Александрович Дмитрий
29. Драбо Алина
30. Жойдь Вадим
Картосхема пришкольной
территории с обозначенными
местами наблюдения за птицами
Виды птиц,
за которыми наблюдали
1. Воробей домовой
2. Воробей полевой
3. Большая синица
4. Белый аист
5. Сойка
6. Скворец
7. Голубь сизый
8. Трясогузка белая
9. Ворона серая
10. Сорока
Изображения птиц, за которыми наблюдали
Фотоотчёт задание 1.4
Наблюдение за птицами
Выставка рисунков и фотографий «Сохраним редкие виды птиц моей Родины».
Дети наблюдают за синичками
Дети наблюдают за синичками
Журавли летят
Журавли летят
Журавли прилетели
Журавли прилетели
Лебедь-кликун
Лебедь-кликун
Задание 1.5. Изучить разнообразие наземных насекомых на территории учреждения образования

1. Создали группы учащихся для работы с литературой по изучению разнообразия наземных насекомых на территории УО.
2. Определили места исследования.
3. Отловили насекомых с помощью ловушек и сачков.
4. Определили 10 видов насекомых, обитающих на территории УО.
5. Зарисовали определяемые виды.
6. Занесли информацию о 10 видах насекомых в он-лайн базу данных www.florafauna.by
7. На картосхеме обозначили места наблюдения насекомых, а рядом их изображения.

Список учащихся Дата выполнения задания
сентябрь 2019, апрель 2020, сентябрь 2020 г.

1. Александрович Дмитрий
2. Драбо Алина
3. Жойдь Вадим
4. Живицкая Ульяна
5. Рубаник Милана
6. Ринкевич Тимафей
7. Дедушкевич Максим
8. Микель Евгений
9. Пальчех Полина
10. Самсанович Дарья
11. Степанова Ксения
12. Фатеев Глеб
13. Ходас Алина
14. Швед Ренат
15. Бальшакова Каролина
16. Блажевич Артём
17. Бурень Максим
18. Милашевич Ариана
19. Новицкий Влад
20. Сидоров Егор
21. Сивко Илья
22. Юркевич Илья
23. Мартилёнок Анастасия
24. Неверчик Юрий
25. Живицкий Влад
26. Митрофанов Данила
27. Самсанович Вероника
На картосхеме территории учреждении образования обозначены места наблюдения 10 видов наземных насекомых. Рядом с картосхемой размещены изображения каждого вида насекомых из нанесенных на картосхему. На сайте учреждения образования размещена информация о разнообразии наземных насекомых на территории учреждения. Информация о разнообразии наземных насекомых занесена в онлайн базу данных florafauna.by.
Картосхема пришкольной территории
с обозначенными местами наблюдения за наземными насекомыми
Список 10 видов наземных насекомых
1. Жук - усач (дровосек)
2. Жук - пожарник
3. Листовертка дубовая
4. Стрекоза любка
5. Майский жук
6. Уховёртка обыкновенная
7. Кузнечик обыкновенный
8. Шмель полевой
9. Мокрица шероховатая
10. Слизень полевой
Задание 1.7. Изготовить и разместить кормушки для птиц, организовать регулярную подкормку птиц
1. Среди учащихся учреждения образования и их родителей проведена акция по изготовлению кормушек «Столовая для птиц». Изготовлено 12 кормушек.
2. Подготовили запасы корма для птиц на зиму: зерносмеси 4 кг, несолёного сала 2 кг, семена подсолнуха и льна 1 кг.
3. Развесили кормушки (из-за благоприятных погодных условий кормушки потребовались только в декабре)
4. Воспитанники детского сада и учащиеся группы продлённого производили подкормку птиц, чистили кормушки по определённым дням (вторник, пятница).
5. Во время акции «Поможем пернатому другу» ребята регулярно наблюдали за птицами, определяли виды птиц, прилетающих на кормушки, фотографировали по возможности пернатых, узнавали особенности питания птиц в холодную пору года, записывали свои наблюдения и подсчеты прилетающих на кормушки птиц, заносили результаты в дневники наблюдений.
6. Информация о разнообразии птиц занесена в онлайн базу данных florafauna.
7. Приняли участие в районной культурно-экологической акции «Поможем пернатому другу»
8. Проведено экологическое мероприятие для воспитанников детского сада «Птички у кормушки»

Дата выполнения: ноябрь 2019 – март 2020, сентябрь 2020 г.
Участники: учащиеся 2-5 классов
1. Анисько Алексей
2. Драбо Милана
3. Клещенок Артемий
4. Мальцов Егор
5. Мороз Вадим
6. Почекина Ульяна
7. Рубаник Артём
8. Рубаник Никита
9. Тетенова Ульяна
10. Терешко Виктория
11. Швед Полина
12. Яблонская Ксения
13. Анисько Генрик
14. Янушонок Артём
15. Петрович Дмитрий
16. Костюкевич Артём
17. Шакель Дмитрий
18. Пялик Ксения
19. Сивко Ксения
20. Гродь Екатерина
21. Сидорова Валерия
22. Анисько Алеся
23. Дедушкевич Маргарита
24. Капуста Александр
25. Рубаник Милана
26. Рынкевич Тимофей
27. Живицкая Ульяна
28. Александрович Дмитрий
29. Драбо Алина
30. Жойдь Вадим
Фотоотчёт задание 1.7.
Изготовление кормушек
Подкормка птиц
Занятие с воспитанниками детского сада «Птички у кормушки»
Задание 1.6. Анализ ситуации по биоразнообразию на пришкольной территории

Перед выполнением задания 1.6 учащиеся изучили биоразнообразие растений на пришкольной территории.  Проанализировав  полученные результаты,  мы пришли к заключению,  что  на территории УО произрастают такие виды дикорастущих травянистых растений, как вероника дубравная, звездчатка ланцетолистная,  одуванчик лекарственный, манжетка обыкновенная,  щавель конский,  фиалка собачья, пастушья сумка обыкновенная, ежа сборная, лютик едкий, подорожник ланцетовидный, подорожник большой и др. Для увеличения разнообразия видов дикорастущих травянистых растений на школьной территории был создан «дикий луг».

Большое  количество  деревьев находится в школьном парке и прилегающей к УО территории это: береза повислая, дуб черещатый,клён остролистный, липа сердцелистная, рябина обыкновенная, ольха черная, ель европейская, ясень обыкновенный, сосна обыкновенная, ель голубая, туя шаровидная.Установлено, что преобладают среди древовидных форм интродуцированные виды, поэтому для увеличения количественного состава аборигенных деревьев и кустарников в плане действий запланирована  посадка местных видов деревьев и кустарников (рябина обыкновенная, береза, ель и другие).

В процессе изучения биоразнообразия птиц  на пришкольной территории, было установлено, что территория является местом обитания для многих птиц (горихвостка, ласточка деревенская,  домовый воробей, белый аист, белая трясогузка, зяблик, большая синица,  рябинник, обыкновенный снегирь, обыкновенный скворец,  сойка,  и другие).      Учащимися выявлено, что на пришкольной территории обитает достаточное количество скворцов обыкновенных, синиц больших  поэтому ребята пришли к выводу о необходимости смастерить и установить скворечники и синичники.

На территории прилегающей к УО были замечены и насекомые (бронзовка  золотистая, жужулица волосистая, коровка  семиточечная, красноклоп бескрылый (клоп-солдатик), кузнечик  зеленый,  муравей земляной (или садовый), усач, уховертка обыкновенная,  майский жук, шмель земляной и другие). Для увеличения разнообразия видов насекомых на школьной территории созданы убежища для беспозвоночных и «клумба для бабочек».

Составлена презентация по видовому разнообразию аборигенных деревьев и кустарников на территории школы; проведена демонстрация данной презентации перед участниками  образовательного проекта «Зеленые школы».
После анализа ситуации составили план действий по увеличению биоразнообразия  на пришкольной территории.
Картосхема дикорастущих травянистых
растений на территории учреждения образования
Задание 1.2. Изучить изменчивость видового разнообразия дикорастущих травянистых растений в различных условиях произрастания на территории учреждения образования (иного учреждения, организации) или территории природного окружения учреждения образования используя квадратную рамку со стороной в 1 м.

1. Определили рабочие группы для количественного и качественного анализа растений, произрастающих в различных условиях на территории учреждения образования.
2. Выбрали подходящее место для исследования.
3. Разместили рамку на земле.
4. Исследовали не менее 4-х площадок в различных условиях, используя квадратную рамку со стороной в 1 м). Сделали список растений, произрастающих в квадрате, записали, сколько экземпляров растений каждого вида произрастает на площади внутри рамки.
5. После исследования собрали всех учащихся в классе и сравнили результаты, полученные в разных местах. Проанализировали результаты
Список дикорастущих травянистых растений и их количество
Первая площадка:
клевер ползучий -3
донник белый - 11
горошек мышиный -9
дербенник иволистный - 2
чина луговая - 5
одуванчик лекарственный - 3
мать-и-мачеха обыкновенная - 2
тысячелистник обыкновенный - 22
лапчатка гусиная - 3
чистотел большой -1
вероника дубравная -1
Вторая площадка
чина луговая - 9
одуванчик лекарственный - 3
мать-и-мачеха обыкновенная - 4
тысячелистник обыкновенный - 8
манжетка обыкновенная - 7
мятлик луговой - 33
горошек мышиный - 15
лютик едкий - 5
Третья площадка
донник белый - 22
горошек мышиный - 10
дербенник иволистный - 7
чина луговая - 11
одуванчик лекарственный - 9
хвощ - 1
ситник нитевидный - 8
осока просяная - 12
Четвертая площадка
мать-и-мачеха обыкновенная - 4
тысячелистник обыкновенный - 1
дербенник иволистный - 6
чина луговая - 2
погремок - 14
мята луговая - 8
щавель - 1
цикорий - 22
Дата выполнения: май 2020 года.
Участники: учащиеся 6-9 классов

Список учащихся          
1. Большакова Каролина
2. Новицкий Владислав
3. Сидоров Егор
4. Юркевич Илья
5. Рубаник Татьяна
6. Бурень Максим
7. Блажевич Артём
8. Милашевич Ариана
9. Сивко Илья
10. Мартилёнок Анастасия
11. Неверчик Юрий
12. Яблонский Артём
13. Митрофанов Данила
14. Самсанович Вероника
15. Живицкий Владислав
16. Дементьева Наталья
17. Рубаник Антон
18. Степанова Анастасия
19. Терешко Снежана
20. Артимович Андрей
21. Драбо Владислав
22. Максимов Максим
23. Немиро Дарья
24. Панизник Алексей
25. Пялик Виталий
26. Смулько Анна
27. Шук Софья

Дата выполнения: сентябрь 2019 - май 2020 года, сентябрь 2020 г.
Участники: учащиеся 6-9 классов

Список учащихся:
1. Большакова Каролина
2. Новицкий Владислав
3. Сидоров Егор
4. Юркевич Илья
5. Рубаник Татьяна
6. Бурень Максим
7. Блажевич Артём
8. Милашевич Ариана
9. Сивко Илья
10. Мартилёнок Анастасия
11. Неверчик Юрий
12. Яблонский Артём
13. Митрофанов Данила
14. Самсанович Вероника
15. Живицкий Владислав
16. Дементьева Наталья
17. Рубаник Антон
18. Степанова Анастасия
19. Терешко Снежана
20. Артимович Андрей
21. Драбо Владислав
22. Максимов Максим
23. Немиро Дарья
24. Панизник Алексей
25. Пялик Виталий
26. Смулько Анна
27. Шук Софья
Задание 1.8. Создать и разместить на территории учреждения образования (иного учреждения, организации) или территории природного окружения учреждения образования (иного учреждения, организации), искусственные гнездовья для птиц, убежища для летучих мышей.
1. На уроках технического труда учащимися 6-9 классов изготовлено 10 искусственных гнездовий для птиц, 8 убежищ для летучих мышей.
2. Искусственные гнездовий для птиц и убежища для летучих мышей развесили на
на территории учреждения образования и территории природного окружения учреждения образования.
3. Составили  картосхему пришкольной территории с обозначенными местами  размещенных на территории учреждения образования  и территории природного окружения учреждения образования искусственных гнездовий для птиц, убежищ для летучих мышей.
4.  Информация  размещена на сайте школы sch-povjat.vitebsk.by и в школьном информационно-познавательном уголке образовательного проекта «Зеленые школы».

Дата выполнения: февраль, март 2020 г.
Участники: учащиеся 6-9 классов

Список учащихся
:
1. Большакова Каролина
2. Новицкий Владислав
3. Сидоров Егор
4. Юркевич Илья
5. Рубаник Татьяна
6. Бурень Максим
7. Блажевич Артём
8. Милашевич Ариана
9. Сивко Илья
10. Мартилёнок Анастасия
11. Неверчик Юрий
12. Яблонский Артём
13. Митрофанов Данила
14. Самсанович Вероника
15. Живицкий Владислав
16. Дементьева Наталья
17. Рубаник Антон
18. Степанова Анастасия
19. Терешко Снежана
20. Артимович Андрей
21. Драбо Владислав
22. Максимов Максим
23. Немиро Дарья
24. Панизник Алексей
25. Пялик Виталий
26. Смулько Анна
27. Шук Софья
Картосхема пришкольной территории с обозначенными местами  размещенных на территории учреждения образования  и территории природного окружения учреждения образования искусственные гнездовья для птиц, убежища для летучих мышей
Фотоотчёт задание 1.8
Изготовление искусственных гнездовий для птиц и убежищ для летучих мышей
Домик для летучих мышей
Далее